Регулировка и ремонт

Как спицевать колесо - спицевые наборы

  Спицы в колесе образуют спицевой набор, который решает следующие задачи:

 

  • Задает положение относительно фланцев втулки;
  • Равномерно распределяет нагрузку по ободу колеса;
  • Центрирует обод;
  • Сохраняет форму колеса;
  • Обеспечивает прочность и жесткость колеса.

  Существует радиальная и тангециальная ("крутильная") жесткость. Первая жесткость выдерживает вес велосипедиста и удары о неровности на дороге. Вторая обеспечивает передачи крутильного момента во время кручения педалей и во время торможения. Также существует поперечная жесткость, которая противодействует боковому изгибу обода и предотвращает его перекос.

  Существует несколько вариантов спицевых наборов. Они различаются количеством пересечения спиц с одной стороны колеса. Практически во всех наборах количество спиц кратно 4, за исключением радиального набора, в нем кратно 2.

 

Варианты спицевых наборов

Полутангенциальный спицевой набор

  Обычно полутангенциальный спицевой набор называют набором в 3 креста (каждая спица пересекается с тремя другими спицами, расположенными на одной стороне колеса), 4 креста, 5 крестов и далее. Чем больше крестов, тем лучше колесо переносит вращательные нагрузки при педалировании или при торможении (при дисковых тормозах или тормозных втулках).

 

Полутангенциальный спицевой набор

 

  В радиальном спицевом наборе спицы от фланца втулки идут сразу к ободу, не пересекаясь между собой. При этом используются короткие спицы, они немного легче и жестче в боковом направлении. Колесо из 48 спиц обычно собирается в 5 крестов, из 40 спиц - в 4 креста, из 36 спиц - в 4 или 3 креста, из 32 спиц - в 3 креста, из 28 или 24 спиц - в 2 креста. В случае больших втулок, особенно вместе с ободом маленького диаметра в наборе могут использовать меньшее количество крестов, чтобы избежать изгиба спицы у ниппеля.

 

Радиальный спицевой набор

  В колесе с радиальным набором 0 крестов, спицы от втулки идут напрямую к ободу не пересекаясь с другими спицами. Такой набор спиц можно делать только на переднем колесе, при условии, что на колесе не установлены дисковые или роллерные тормоза. Обычно так спицы располагаются на спортивных велосипедах, при таком спицевом наборе колесо немного легче и аэродинамичней.

 

Радиальный спицевой набор

 

  Но в радиальном наборе есть и минусы:

Во-первых, ниппели на спицах могут самопроизвольно раскрутиться. Для того, чтобы справиться с этой проблемой можно использовать специальные липкие смазки.

Во-вторых, спица может разорвать фланец втулки, чаще всего это происходит на 36-спицевых фланцах небольшого диаметра (на них меньше металла между отверстиями). Попытаться избежать этого можно используя новые высококачественные втулки с коваными корпусами.

  В радиальном спицевом наборе используются более короткие и жесткие спицы, но колесо при этом не становится жестче. Так как угол между спицей и касательной к фланцу практически прямой, на спицу действуют повышенные нагрузки от крутящего момента приложенного к втулке.

 

Полурадиальный спицевой набор

  В полурадиальном спицевом наборе правая сторона колеса набирается по схеме тангенциального набора, а левая сторона - радиального. Если переднее колесо с радиальным набором дает скорее эстетическое преимущество, то заднее колесо с полурадиальным набором существенно более выносливо чем колесо с традиционным полутангенциальным набором. Из-за того, что все большее и большее количество задних звездочек приводит к увеличенному смещению ("dihsing") межфланцевого центра от середины задней оси, происходит все больше разрывов спиц с левой стороны колеса. Это происходит из-за усталости материала.

  В колесе со спицевым набором натяжение всех спи должно быть одинаковое. Если на велосипеде установлена кассета с большим количеством звездочек натяжение спиц с левой стороны значительно меньше чем с правой. Во время педалирования натяжение некоторых спиц с левой стороны вовсе будет кратковременно падать до нуля. Повторяющиеся циклы натяжения и ослабления приводят к накоплению усталости и в итоге спицы рвутся.

  Если у вас постоянно рвутся задние спицы с левой стороны колеса, набор колеса по "полурадиальной" схеме может решить проблему раз и навсегда.

 

Неправильный полурадиальный спицевой набор

  Иногда колеса спицуют так, что радиальный спицевой набор делают справой стороны заднего колеса. Объясняют это необходимостью обеспечить должный зазор между задним переключателем и спицами, особенно на колесах с необычно толстыми спицами или с необычными конструкциями фланцев. Втулка при этом должна иметь толстый монолитный корпус для обеспечения крутильной прочности и жесткости, так как крутящий момент должен будет предаваться на левый набор спиц через корпус втулки.

  Еще существуют другие спицевые наборы, но я о них не буду писать в этой статье, при желании вы можете ознакомиться с ними по ссылке экзотические спицевые наборы.

 

 

Читайте также:

Умное колесо FlyKly

Велосипед и колени

ВВЦ, ВДНХ, ВСХВ

Все статьи раздела

Не забудьте поделиться с друзьями

 

Поиск на сайте

Группа Вконтакте

 

 

  

Яндекс.Метрика

 

 

Система Orphus