Категории сложности маршрутов в велотуризме

  Во многих документациях имеются ссылки на различные категории маршрутов велотуризма. В частности это необходимо знать для сдачи норматива, на какой либо значок или звание. В этой статье я попробую дать ответ на вопрос, что же такое категория сложности маршрута и как её посчитать!

  Вопрос этот крайне сложен и долгое время останется таковым. Вариантов подсчёта сложностей маршрута масса! До сих пор идут горячие споры, при прокладке того или иного маршрута: «а какую ему дать сложность?». Особенно это касается самых сложных IV и V категорий сложности велопохода. Так как трудно проложить маршрут такой сложности и при этом остаться в рамках ВЕЛОпохода, а не какого либо другого похода.

  И так начнём!

  Принято рассчитывать сложность маршрута по трём основным показателям:

1)    Минимальная продолжительность похода;

2)    Продолжительность похода;

3)    Количество, характер и разнообразие препятствий на маршруте.

  Как вы уже догадались, основные споры идут именно по третьему пункту. В третьем пункте ведётся речь о: труднопроезжие участки грунтовых дорог и троп (заросшие травой, перегороженные упавшими деревьями, увлажнённые, заболоченные, песчаные, каменистые), горные дороги, тропы и переправы, крутые подъёмы и спуски, броды, наледи и прочие природные явления, а также покрытия дорог, неудобные для велосипеда (булыжник, крупный щебень и т.д.). Кроме того, учитывается населённость района, развитие дорожной сети, высота местности над уровнем моря, трудности ориентирования и т.д.

 

Категории сложности по длительности и протяжённости маршрута

 

 

Категории сложности походов

I

II

III

IV

V

Продолжительность походов в днях (не менее)

6

8

10

13

15

Протяжённость маршрутов в км. (не менее)

400

500

650

800

1000

 

  В восьмидесятых годах была принята методика объективной оценки маршрутов в зависимости от рельефа местности и характера дорог.

  Согласно ей, маршрут  I категории сложности, самой массовой, можно проложить по дорогам с твёрдым покрытием, больших перепадов высот, при этом туристы должны проехать не менее 400 км. (в 80-ых годах – 250 км.) и не менее пяти раз переночевать в полевых условиях.

  Маршрут  II категории сложности проходит по слабопересечённой местности от 200 до 600 м. над уровнем моря либо имеет не менее 20% песчано-гравийных дорог.

  Маршрут  III категории сложности проходит по среднепересечённой местности и имеет 2-3 перевала высотой от 600 до 1000 м. над уровнем моря, либо не менее 40% маршрута должны быть проложены по песчано-гравийным и грунтовым дорогам, в том числе труднопроезжим, по лесным тропам.

  Маршрут IV категории сложности проходит по горной местности и имеет не менее десяти перевалов высотой до 1000 м. над уровнем моря, либо 4-6 перевалов высотой от 1000 до 2500 м. над уровнем моря, либо два перевала высотой 2500 – 3500 м., либо один перевал на горной тропе и 2 – 3 автодорожных перевала.  Этот маршрут может быть проложен в тундре, по пустынной, таёжной малонаселённой местности, причём не менее 40% маршрута должны проходить по естественным полевым, лесным дорогам и тропам, в том числе труднопроезжим.

  Маршрут V категории сложности прокладывают в большинстве случаев по горной местности. Он должен включить 5 – 6 перевалов высотой 3000 – 5000 м. над уровнем моря либо не менее одного перевала по горной тропе и 2 – 3 автодорожных перевала высотой 3000 – 4000 м. над уровнем моря. Маршрут может быть в тундре, пустыне, тайге в малонаселённой местности, причём не менее 60% маршрута должны пройти по естественным грунтовым дорогам и тропам с труднопроезжими заболоченными участками, бродами, завалами, осыпями и прочими естественными препятствиями.

  При планировании похода необходимо учесть что количество днёвок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.

  Протяжённость маршрута может быть уменьшена относительно нормативной (как правило, не более, чем на 25%) при существовании на маршруте  увеличенного количества препятствий, определяющих категорию сложности похода. Расстояния в кольцевых походах засчитываются полностью, а в линейных только в одном направлении.

  Так же было принято решение присвоить максимально допустимые категории сложности похода к определённым географическим зонам. Например, в Прибалтике можно проложить маршрут II категории сложности максимум, в Центральной России, Белоруссии, Молдавии, на Украине максимальная сложность маршрута III категории сложности (только в Карпатах возможен маршрут IV категории сложности). В Западной Сибири максимально возможная – IV категория сложности. В остальных географических районах нашей необъятной родины (Кавказ, Средняя Азия, и Казахстан, север и восток европейской части России, Урал, Алтай, Восточная Сибирь и Дальний Восток) допустима максимальная V категория сложности маршрутов.

  Но споры не утихают и как результат предложена экспериментальная система требований к маршрутам, вплоть до прибавления VI категории сложности:

 

Кат.

Сложн.

Похода

Продолжительность похода,

дни

Протяж.

Маршрута,

Км.

Преодоления препятствий на равнинах

Преодоления препятствий в горах

Мин

Макс

I

6

8

250

Не менее 50 км. грунтовых дорог

Суммарный набор высоты не менее 1000 м.

II

8

10

330

Не менее 80 км. грунтовых дорог

Суммарный набор высоты не менее 1600 м.

III

10

12

400

Не менее 200 км. грунтовых дорог и лесных троп

Суммарный набор высоты не менее 3000 м.

IV

13

15

500

Не менее 300 км. грунтовых, полевых и лесных дорог, троп и бездорож. в малонасёл. пунктах.

Суммарный набор высоты не менее 6500 м.

V

16

19

600

Не менее 450 км. по труднопроход. И песчаным или заболоч. уч. С преодолением брода и наведением не менее одной переправы

Суммарный набор высоты не менее 10000 м.

VI

20

24

720

Не проводится

Не менее 14000 м.

 

  В этой статье были описаны определённые рамки категорирования велопоходов, так сказать, для тех, кто не хочет «заморачиваться». Есть методика расчета категории сложности  велосипедных маршрутов которая учитывает все аспекты предстоящего велопохода, позволяющая наиболее точно и индивидуально определить категорию сложности предстоящего велопохода. О ней в статье "Методика категорирования велосипедных маршрутов".

 

 

Читайте также:

Подготовка к походу - общая физическая подготовка

Геометрия рамы велосипеда

Пелотон, как ехать в группе

Все статьи раздела

Не забудьте поделиться с друзьями

 

Поиск на сайте

Группа Вконтакте

 

 

  

Яндекс.Метрика

 

 

Система Orphus