Манетки

  Практически на всех современных велосипедах есть возможность менять скорость во время поездки. Это позволяет тратить меньше энергии во время езды выбирая оптимальное соотношение частоты вращения педалей (каденс) и усилия, прилагаемые к ним. Система переключения передач представляет собой сложный механизм, состоящий из нескольких устройств. А управление в этом механизме происходит при помощи специальных устройств (рычажков или ручек) - манеток (шифтеров).

  Не так давно, на всех многоскоростных велосипедах использовались манетки одного типа, имеющие очень простую конструкцию. А в настоящее время существует множество разнообразных, не похожих друг на друга устройств переключения передач на велосипеде.

 

Типы манеток

1.   Фрикционные - именно такие манетки использовались раньше на всех скоростных велосипедах. Они были популярны в восьмидесятых годах, а сейчас их можно встретить  только на старых велосипедах. Фрикционная манетка состоит из рычажка при повороте которого натягивается или ослабляется приводящий тросик. Никаких фиксирующих положение рычажка устройств нет, а от произвольного переключения его удерживает сила трения.

  На горных и туристических велосипедах эти манетки обычно устанавливали на руле, а на шоссейных и городских на раме.

  Фрикционные манетки не позволяли быстро, а главное четко переключать передачи, так как можно было установить в любом положении. Если он был слабо затянут, передачи могут переключаться сами, а если затянут сильно, то придется применять больше усилий. Еще одной слабой стороной таких манеток было то, что при переключении передач рычаг двигался все дальше и дальше, при этом было сложнее тянуться к нему, особенно если он располагался на руле.

Фрикционная манетка


2.   Индексные однорычажные - эти манетки, в основном использовались, на не дорогих горных и гибридных велосипедах девяностых годов. Сейчас их можно встретить только у владельцев шоссейных велосипедов которые не признают современные манетки. Конструктивно индексные манетки похожи на фрикционные, есть только одно отличие, положение рычажка в них фиксируется при помощи специальной шайбы в нескольких позициях. Когда переключатель передачи находится напротив нужной звезды. У некоторых моделей была возможность отключать индексный механизм.

  Размещение у таких манеток такое же как и у фрикционных, на руле или на раме.

  Хотя переключение передач у индексных манеток стало четче, но удобными их назвать, все равно, было нельзя.

Индексная однорычажная манетка

 

3.   Триггерные двухрычажные - этот вид манеток является самым распространенным в настоящее время среди разных видов велосипедов, за исключением шоссейных. Триггерные манетки представляют из себя блок, в которых входят: храповый механизм, и два рычажка (или рычаг и кнопка). Один рычажок перемещает переключатель скоростей в одном направлении, а другим в обратном. После каждого переключения передач рычаг возвращается в то же положение в котором находился. Благодаря чему к рычагу не надо тянуться и переключать передачи можно одним пальцем не отрывая руку от руля, это необходимо на дорогах со сложным рельефом, когда необходимо крепко держаться за руль. Триггерные манетки позволяют достаточно четко переключать передачи на велосипеде. Они устанавливаются на руль, не далеко от места где велосипедист держится руками за руль.

Тригерная двурычажная манетка

  

4.   Манетки типа grip-shift (вращающаяся ручка) - тоже достаточно популярный, в настоящее время, вид манеток. Представляет из себя вращающуюся ручку установленную на руль. Передачи переключаются поворотом ручки в том или ином направлении (один щелчок - одна передача). Плюсом этого типа манетки является то, что можно переключать по несколько передач за раз, а недостатком можно назвать меньшую четкость при переключении передач, чем у триггерных манеток.

Манетка типа grip-shift (вращающаяся ручка)

 

5.   Совмещенные с ручками тормозов (dual control) - данный тип манеток бы разработан специально для шоссейных велосипедов. Так как на гоночный руль "бараньи рога" сложно установить манетки другого типа, велосипедисты достаточно долго пользовались манетками на раме. Но в настоящее время разработали специальный тип манеток совмещенных с тормозной ручкой. Они представляют собой довольно сложные механизмы, значительно сложнее остальных типов манеток.

Манетка совмещенная с ручками тормозов (dual control)

 

  Хотя изначально их использовали только на гоночных велосипедах, позже разработали модели и для горных, они напоминают обычные моноблоки, только с одной ручкой. При нажатии на ручку в горизонтальной плоскости происходит торможение, а при движении ручки в вертикальной плоскости происходит переключение передач.

Совмещенные с ручками тормозов (dual control)

 

6.   Существуют манетки для внутреннего переключения передач на велосипедах с планетарными втулками. Хотя можно использовать и обычные манетки для этих целей существуют и специальные. Они устанавливаются на правой стороне руля и представляют собой комбинацию из вращающейся ручки и триггерной манетки.

Манетка для внутреннего переключения передач

 

 

Читайте также:

Прокладка тросиков на велосипеде

Как купить велосипед, когда не хватает денег

Классификация оборудования Shimano

Все статьи раздела

Не забудьте поделиться с друзьями

 

Поиск на сайте

Группа Вконтакте

 

 

  

Яндекс.Метрика

 

 

Система Orphus