Методика категорирования велосипедных маршрутов

  Методика предназначена для определения сложности велопохода как комплексного показателя, учитывающего все параметры маршрута, в том числе и темп его прохождения, что отражает специфику велосипедного туризма.

  Комплексный показатель – категория сложности велосипедного маршрута – включает в себя количественную оценку следующих параметров похода:

 

  • LПротяжённость маршрута
  • TПродолжительность прохождения маршрута (похода)
  • IИнтенсивность прохождения
  • ЛП – Локальные препятствия
  • ПП – Протяжённые препятствия
  • А - Автономность
  • СГ – Сезонно-географический показатель

1.  Протяжённость маршрута сама по себе не является фактором, определяющим его категорию, и увеличение протяжённости свыше указанной в  таблице 6  не может служить основанием для повышения категории сложности. Показатель протяжённости используется при оценке интенсивности прохождения маршрута (см. ниже).

2.  Продолжительность прохождения маршрута связана с протяжённостью маршрута  (см. табл. 6) и так же определяет интенсивность прохождения маршрута

3.  Интенсивность прохождения – Специфический показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Определяется отношением фактического среднего и дневного пробега с учётом эквивалента локальных препятствий к номинальному (определённому по нормативным требованиям)

 I = (Lф + Л) х Тн/Тф + Lн       (1)

Где:  Lф – фактическая протяжённость маршрута, км.

 Lн -  номинальная протяжённость маршрута по нормативам, км.

 Л –пробег (км.), эквивалентный по затратам времени и сил преодоления локального препятствия, имеющегося на маршруте. Определяется путём экспертной оценки (см. табл. 1)

 Тф – фактическая продолжительность прохождения маршрута, дней

 Тн – продолжительность похода по нормативу, увеличенная на коэффициент днёвок (1,2)

 

Локальные препятствия (ЛП)

Категория трудности препятствия

Характеристика препятствия

Эквивалентный пробег, км

 

Переправы

 

 

 

Н/К

(простейшая)

Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0,5 м/сек); глубина 0,5-0,6 м; переходы по бревну или в брод при ширине потока менее 5 м.

 

 

 

2

 

(простая)

Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (1,5 м/сек); глубина до 0,8 м. Для организации переправы требуется усилие не менее 3-4 человек.

 

 

10

 

 

(средняя)

Переправы через реки шириной более 20 м; скорость течения выше средней (до 2 м/сек); глубина более 0,8 м. Необходимо маневрирование группы относительно основного направления при броде. Необходима работа всей группы; часть группы страхует.

 

 

 

20

 

(сложная)

Ширина реки – 30 м, скорость течения около 3 м/сек, глубина – 0,8 м. Для переправы навешивание перил. Работает вся группа часть которой страхует.

 

 

40

(навесная)

Ширина реки – 30 м, скорость течения  3 м/сек, глубина –1,2м и более. Переправа в брод невозможна, необходима навесная. Переправа первого участника с помощью плавсредств или вплавь со страховкой. 

 

 

 

80

 

Перевальные взлёты

(за каждые 100 м пути)

 

 

 

Н/К

Не менее 100 м перевального взлёта, движение затруднено осыпями, растительностью, лёгкими скалами, не требующей коллективной страховки.

 

 

1,5

 

 

 

Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30° град.; пологие (до 15°) ледники без трещин; крутые травяные склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах.

 

 

 

 

2

 

Каньоны

 (за каждые 100 м пути)

 

 

Н/К

(простейшая)

Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м.

 

 

1

(простой)

Движение без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м.

 

2

(средний)

Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не менее чем на 25% длины участка.

 

4

 

Болота (за каждые 100 м пути)

 

Н/К

(легкопроходимые)

Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м, необходима индивидуальная страховка.

 

2

(кочкарниковое)

Кочки, окружённые водой, нужна индивидуальная страховка.

4

(топи, мари)

Индивидуальная и коллективная страховка, создание мостов из жердей, установка перил

 

8

 

Осыпи, морены

(за каждые 100 м пути)

 

Н/К

(неглубокий покров; фирновый снег)

Снежный покров глубиной 10-25 см. Лёд, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см.

 

2

(средний покров; фирновый снег)

Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0,5-0,6 м и более. Лёд с шероховатой поверхностью.

 

4

 

Пески (за каждые 100 м пути)

 

Н/К(грядовые)

Отдельные гряды или лунки песков

0,5

1А(сплошные)

Сплошные участки ровных песков

1,5

 

Растительный покров

(за каждые 100 м пути)

 

Н/К(лес легко проходимый)

Лес проходится по тропам или легко без них.

0,5

1А(лес среднепроходимый)

Наличие густозаросших участков, подлеска.

 

1

(высокотравье)

Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не менее 20°.

 

2

(лес труднопроходимый)

Много участков завалов, буреломов, глубокий мшаник и т.д.

 

4

(стланик, гари)

Кедровый, берёзовый стланик, бамбук, гари.

8

(табл.  1)

4.  Локальные препятствия (ЛП) – препятствия, имеющие чёткие границы и небольшую протяжённость. Специфика велотуризма заключается в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий, которые можно было бы отнести исключительно к этому виду туризма. ЛП, встречающиеся в велопоходах (перевалы, переправы и т.п.), являются характерными для других видов туризма, прежде всего для пешего, и описаны в квалификации пешеходных маршрутов. Кроме того, в велотуризме рассматриваются как локальные некоторые препятствия, являющиеся в пешеходных маршрутах протяжёнными (болота, пески, снежно-ледовые участки и т.п.). Это связано с тем, что включение участков в веломаршрут носит случайный или вынужденный характер, и для них характерна малая протяжённость по сравнению с протяжённостью веломаршрута в целом.  Включение ЛП в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и служит косвенным фактором, повышающим сложность похода за счёт затрат времени на их преодоления и, соответственно, увеличения интенсивности прохождения маршрута.

5.  Протяжённые препятствия (ПП) – Являются основным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются значительной протяженностью и относительно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление.  Для количественной оценки набора препятствий, отвечающего требуемой сложности маршрута, применяются понятие категории трудности (ПП) велосипедного маршрута. (табл. 2) Для поднятия интереса в велотуризме принят потолок баллов равный 8 – ми, что подстёгивает применять на маршруте больше разных препятствий.

Количество баллов в табл рассчитываются по формулам:

Для равнинных участков:

                            КТ = Кпк х Кпр х Кпер

Для горных участков:

КТ = Кнв х Кв х Кпк х Ккр

Где:  КТ – количество баллов для определения категории сложности ПП

 Кпк– коэффициент дорожного покрытия (определяется по табл. 3)

 

Бальная оценка препятствий по категориям трудности

Категория трудности

1

2

3

4

5

Количество баллов

1,1-1,5

1,6-2,5

2,6-3,9

4-5,9

6-8

(табл. 2)

 

Значение коэффициента дорожного покрытия (Кпк) для различных типов дорог

Асфальт

0,8

Профилированная гравийная или грунтовая дорога

1

Каменистая, щебёночная или непрофилированная грунтовая дорога

1,4

Используемая лесовозная, тракторная дорога, скотогонная тропа

2

Зимник, заброшенная лесовозная, тракторная дорога, туристская тропа

2,5

Труднопроходимое бездорожье, осложнённое множеством мелких локальных препятствий.

3

(табл. 3)

Кпр – коэффициент протяжённости рассчитывается по формуле:

 Кпр = 1 + Lпп/100 

где: Lпп – длинна П.П.  в км.

Кпер – коэффициент пересечённой местности (определяется по табл.  4)

 

Значение коэффициента пересечённости местности (Кпер)

Плоская равнина

0,8

Слабопересечённая местность со средними уклонами дорог до 4% и перепадами высот до 50 м.

1

Слабопересечённая местность со средними уклонами дорог до 8% и перепадами высот до 100 м.

1,2

Слабопересечённая местность со средними уклонами дорог свыше 8% и перепадами высот до 200 м.

1,4

(табл. 4)

Кнв – коэффициент набора высоты, равен:

До 200 м ------------------------------ 1,0

801 - 1100------------------------------ 1,4

200-500 м ----------------------------  1,1

1101 – 1400 --------------------------- 1,6

501-800 м ----------------------------  1,2

Свыше 1400 -------------------------- 2,0

При этом процент уклона определяется по следующей формуле:

НВ/Пр х 100%

где:  НВ – набор высоты, м;

 Пр – протяжённость подъёма при преодолении препятствий, м.

6.  Автономность (А) – Показатель автономности в велопоходе может быть как повышающим , так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на другие параметры.

А = 1,4 – высокая степень автономности, когда количество населённых пунктов не превышает 1 на 100 км. маршрута.

А = 1,0 – средняя степень автономности когда количество населённых пунктов не превышает 1 на 20 км. маршрута.

А = 0.5 – не автономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночёвок.

(При подсчёте среднего количества населённых пунктов на маршруте первые и последние 100 км. в расчёт не берутся).

7.  Сезонно-географический показатель (СГ) – определяется по таблице 5

Район

Сезонность

Показатель СГ (баллы)

1)    Равнины и низкогорья

 

 

Средняя часть России

март, ноябрь,

зима

6

12

Север европейской части России

Апрель, октябрь

Март, ноябрь

зима

6

10

15

Сибирь

Апрель, октябрь

Март, ноябрь

зима

10

15

20

Пустыни государств Средней Азии и другие аналогичные им районы

Лето

12

2)    Горы

 

 

Среднегорье

март, апрель

ноябрь, зима

6

12

Высокогорье

Май, октябрь

Март, апрель

Ноябрь, зима

6

10

20

Горы Заполярья, Северной и Восточной Сибири

Апрель, май

Октябрь, зима

10

20

(табл.   5)

 

Оценка категории сложности велосипедного маршрута

Параметр маршрута

Категория сложности маршрута

I

II

III

IV

V

VI*

Продолжительность похода минимальная, дни

6

8

10

13

16

20

Протяжённость маршрута минимальная, км

400

500

650

800

100

1200

Максимальное количество баллов, идущее в зачёт, за ПП:

 

 

 

 

 

 

1 к.т.

6

3

3

3

-

-

2 к.т.

6

14

5

5

5

-

3 к.т.

-

14

24

10

5

5

4 к.т.

-

-

-

20

15

15

5 к.т.

-

-

-

39

59

60˃

Категория сложности (КС) в в балла по формуле (6)

2-6

7-14

15-24

25-39

40-59

60˃

(табл. 6)

* -  Приводится ориентировочные параметры для велопоходов VI категории сложности, которая, вероятно, будет введена в ЕВСКМ после апробации данной методики и указанных параметров.

 

Определение категории сложности маршрута

КС = П х iх А + СГ

Где  П – сумма баллов по всем протяжённым препятствиям (баллы определяются по табл. 10.3 или рассчитываются по параметрам препятствия)

 i– показатель интенсивности, вычисленный по  формуле (1)

А – показатель автономности

СГ сезонно-географический показатель из табл. 5

Значение КС сравнивается с эталонными значениями для маршрутов I-V к.с. в табл. 6, по которой и определяется категория сложности.

 

 

Читайте также:

Снаряжение для зимнего велотуризма и зимней ночевки в лесу

Действие кофеина на велосипедиста

Велосипедный навигатор Hammerhead

Все статьи раздела

Не забудьте поделиться с друзьями

 

Поиск на сайте

Группа Вконтакте

 

 

  

Яндекс.Метрика

 

 

Система Orphus