Подготовка велосипеда к длительному велопоходу

  В велосипедном походе основная нагрузка лежит на велосипеде. Он везёт на себе туриста, снаряжение, еду и т.д. Причём общий вес всего груза превышает вес груза в пешем походе. Соответственно велотурист должен быть уверен в том, что его двухколесный напарник не подведёт.

  При выборе туристического велосипеда можно пойти лёгким путём и купить готовый, благо предложений сейчас очень много. Но если вы решите подготовить велосипед своими руками, то вы будете знать все его узлы и компоненты очень хорошо и будете уверены, что сможете починить его в любое время. А ремонтировать велосипед в длительном путешествии придётся  не один раз.

 

Подготовка велосипеда к велопутешествиям

  Есть несколько основных принципов при подготовке велосипеда к длительному походу. Например: все детали велосипеда должны быть ремонтопригодными в полевых условиях. Стоит учесть, что у разных производителей велосипедов разные стандарты. И не всегда будет возможность заменить одну деталь на другую, даже в веломастерских.

  Рассмотрим все детали подробнее.

 

Рама

  Раму велосипеда следует подбирать по росту и весу велосипедиста. Она должна не иметь нарушений в геометрии, сколов и трещин.

  Лучше выбирать раму хардтейл (без заднего амортизатора) или ригид (без заднего и переднего амортизаторов). В первую очередь из-за распределения груза на ней. Желательно брать раму с жёсткой геометрией, с большой устойчивостью к скручиваниям, качениям и вибрациям. Для туриста это сказывается на комфорте, а для самой рамы вызывает дополнительную усталость материала. Основной груз на туристическом велосипеде, помимо самого велотуриста, расположен на заднем треугольнике и на вилке велосипеда, очень большая нагрузка идет на рулевой стакан, поэтому рама должна хорошо переносить нагрузки и в вертикальной плоскости.

  Самый лучший материал для рамы туристического велосипеда титан, но он очень дорогой и его сложно ремонтировать. Стальные рамы тоже подходят для туризма, они дешёвые и легко ремонтируются, но у них большой вес. Алюминиевые рамы легкие и не дорогие, но очень жёсткие и не поглощают вибрации.

 

Вилка

  Если вы собираетесь путешествовать по дорогам с хорошим покрытием, тогда лучшим выбором будет жёсткая вилка. Она лёгкая, не нуждается в техническом обслуживании, надёжная и дешёвая. Всё это превалирует перед её минусом - отсутствие амортизации. Небольшую вибрацию смогут поглотить толстые покрышки и материал рамы.

  У амортизированных вилок следующие особенности:

  • Эластомерная вилка лёгкая, дешёвая и не требует особого обслуживания, но при небольшом минусе замерзает и перестает амортизировать. При жаре больше 40 градусов наоборот, эластомер слишком сильно размягчается и поведение колеса становится непредсказуемым;
  • Масляная вилка также подвержена воздействию температуры, но уже в меньшей степени. Сложность конструкции и необходимость в обязательном техническом обслуживании делают её практически не пригодной к длительным путешествиям;
  • Вилка с воздушным картриджем могла бы быть лучшим выбором для туристического велосипеда, однако у неё есть огромный недостаток - её цена.

  Но предавать большое значение выбору вилки не стоит, скорее это вопрос комфорта, многие ездят в путешествия с эластомерными и масляными вилками и не жалуются.

 

Колёса

  Самая важная часть туристического велосипеда. На колёса  постоянно действуют нагрузки от ухабов и колдобин. При выборе колёс категорически запрещено экономить. Лучше выбрать дорогие, тяжёлые, усиленные обода и быть уверенным, что восьмерки исправлять придётся только в исключительных случаях, а колесо сможет выдержать любые испытания. Спицы лучше выбрать толстые, кованные, 36 лучше чем 32. Либо собрать колесо набором в четыре креста вместо трех.

  При выборе втулок главное, чтобы она была защищена от воды и пыли. Чем популярнее модель, тем она лучше. Материал, вес, количество шариков и другие подобные характеристики незначительно влияют на работу втулок. В ремонте более удобны промышленные подшипники чем насыпные, однако насыпные подшипники дольше служат и их легче регулировать, а промышленные приходится чаще менять. Также легче в ремонте втулки с эксцентриковым зажимом.

  Самые лучшие покрышки - дорожные слики, или гибридные с лысым центром и шипами по бокам. Чем меньше и сложнее рисунок, тем лучше. Чем более высокопрофильная покрышка, тем больше она будет амортизировать и тем больше будет защищён обод. Более жёсткая покрышка меньше стирается. Также, чем чаще и плотнее сетка корда тем лучше. Но следует учесть, что лысая покрышка хороша только на твердой поверхности, на песке или льду они будут бесполезны.

 

Тормоза

  Дисковые или ободные?

  Ободные тормоза легче в обслуживании и настройке. Однако они имеют низкую эффективность торможения при загрязнённом ободе. И чем больше загрязнение, тем сильнее приходится нажимать на тормозные ручки.

  Дисковые тормоза лучше подходят для туристического велосипеда, не смотря на больший вес. Конечно стоит брать только механические тормоза, гидравлические вынуждают туриста таскать с собой дополнительное оборудование, и они слишком хрупки. Механические же тормоза вообще практически не нуждаются в ремонте, только в своевременной замене колодок и настройке.

 

Переключатели скоростей

  Задний и передний переключатели скоростей можно выбирать исходя и популярности в подходящей ценовой категории. По классификации оборудования Shimano у них есть специальные модели для туристических велосипедов, однако нет ничего страшного если вы купите оборудование более низкого класса. И более дорогие переключатели не всегда лучше. Они созданы для достижения результатов в соревнованиях и не приспособлены для ремонта в полевых условиях. При необходимости почистить переключатель из топовой линейки, после поездки по болоту, придётся его полностью разбирать, прочищать, просушивать и т.д. А в более дешёвых моделях достаточно протереть тряпкой и всё.

  Ручки выбирайте раздельные, при поломке ручки тормоза или деформации барабана в комбинированной ручке, придётся менять её всю. Дешевле поменять только тормозную ручку или манетку.

  На задний переключатель скоростей следует поставить защиту, тогда не понадобится запасной петух.

 

Тросики

  Для хорошей работы тормозов и переключателей надо правильно проложить тросики. Стоит выбрать тросики с тефлоновым покрытием, они меньше коррозируют, и лучше скользят в рубашке. Если есть возможность лучше поставить сплошные рубашки. В них меньше проникает грязь.

 

Трансмиссия (каретка, шатуны, кассета, цепь)

  Каретку лучше поставить закрытого типа, главное чтобы она была хорошо защищена от грязи. Каретки практически не ремонтируются, поэтому при поломке её придётся менять полностью.

  У кассет очень большой запас прочности, ставьте разборную кассету и тогда менять придется только самые ходовые звёздочки, по мере износа.

  У системы также большой ресурс, немногим меньше чем у кассеты. Систему лучше выбрать разборную, тогда любую звезду можно будет заменить не меняя шатуны.

  С каким количеством зубцов выбирать звёзды кассеты и системы зависит от вашей физической формы, опыта, подробнее это описано в статье про выбор велосипедных передач.

  Количество скоростей зависит от ваших предпочтений, чем больше скоростей - тем плавней будет переход между ними. Следует помнить, что при большим количестве скоростей требуется более тонкая цепь.

 

Сиденье, руль, педали и остальные части

  По рулю сразу можно определить туристический велосипед, у туриста на руле навешано очень много оборудования. Для удобства на руль необходимо установить как минимум рога, это добавит возможность менять положение рук на руле во время езды, а лучше купить многопозиционный руль бабочку, плюс он не плохо гасит вибрацию.

  При выборе седла не стоит экономить, чем лучше седло, тем оно дороже. При изготовлении седла используются сложные материалы и конструкции. Не стоит выбирать слишком узкое спортивное седло, но и слишком широкие диваны тоже не подойдут для длительных поездок. Главные условия при выборе седла: седло не должно быть мягким, удобное не мягкое седло, а то которое со временем примет необходимую форму. Седло принимает нужную форму недели за две, когда гелевые вставки полностью сформируются, поэтому не стоит сразу браковать седло за неудобство.

  При длительных путешествиях лучше педалировать в контактных педалях или туклипсах. Только следует хорошо привыкнуть к ним, научиться быстро отстёгивать ноги, чтобы избежать падения во время похода. Но и обычные педали платформы использовать тоже можно.

  На туристический велосипед обязательно нужно установить фонарь и задний габарит. Лучше брать фонари на батарейках, но если есть возможность подзарядки, тогда подойдут и аккумуляторы.

  Также не обойтись без крыльев, для защиты от воды и грязи себя и велосипеда.

  Надо не забыть про держатели-крепежи на раму для бутылок (фляг, баллона для горелки). Если дырок с резьбой нет или их не хватает можно вешать на пластиковые стяжки, подклеив резиновые прокладки (вырезав их из старой камеры) в места соприкосновения с трубой, чтобы держатели не ползали по раме.

 

Багажник, велорюкзаки

  Весь груз следует грузить в сумки на багажник. Существует два вида навески груза:

  • Европейская - когда груз распределён на заднем и переднем багажнике. Это даёт лучшую устойчивость и баланс, но нагруженным переднем колесом сложнее управлять;

Подготовка велосипеда к длительному велопоходу

  • Советская - когда весь груз закреплён на заднем багажнике, в велорюкзаке (велоштанах). Такая навеска позволяет быстро снять велорюкзак с багажника, надеть его на спину и перенести через преграду всё разом.

Подготовка велосипеда к длительному велопоходу

  Сами решайте какая навеска для вас будет удобнее, многое зависит от стиля велопохода и его направления. Также не стоит забывать и об объёме сумок, чем больше объем тем большие предметы вы сможете туда уложить (например дуги от палатки или арбуз). Для сумок нужно приобрести чехлы от дождя, а внутрь гермомешки.

  Купить хороший, прочный велобагажник очень сложно. Лучше всего титановые багажники, но их цена большая, а выбор маленький. Разборный алюминиевый багажник лучше сварного, так как пока разбалтывается крепежи, сварные швы уже полопаются.

 

Велосипедная аптечка, инструменты и запчасти

  В обязательный перечень входит:

  • Шестигранники;
  • Выжимка цепи;
  • Мультиинструмент с плоскогубцами и кусачками;
  • Ключ для снятия шатунов;
  • Насос;
  • Две запасные камеры;
  • Велоаптечка (резиновый клей, каучуковые заплатки, наждачка);
  • По одному запасному тросику (для тормозов и для переключателей);
  • Жидкую смазку для влажных условий (выдавливает влагу и грязь из подвижных частей);
  • По комплекту тормозных колодок (на зад и перед).

  Также могут пригодиться:

  • Торцевой ключ со съемными головками (универсальней и удобней чем обычные рожковые), впрочем, в большинстве случаев, он не нужен;
  • Петух, если защиты переключателя нет;
  • Густая тефлоновая смазка для втулок, может не пригодиться, но всякое случается;
  • Несколько звеньев цепи;
  • Дополнительные спицы.

  Велосипед практически самое универсальное средство для путешествий, в проходимости он уступает разве что вертолёту. Никакие пробки, отсутствие топлива, бездорожье не помешают велотуристу продолжить путешествие. А благодаря небольшой скорости велосипедист не пропустит ни одного красивого места.

 

 

Читайте также:

Транспортировка велосипеда в самолёте

Подготовка велосипеда для езды зимой

Влияние свекольного сока на выносливость

Все статьи раздела

Не забудьте поделиться с друзьями

 

Поиск на сайте

Группа Вконтакте

 

 

  

Яндекс.Метрика

 

 

Система Orphus