Тормоза велосипеда

  Одна из основных составляющих безопасной и комфортной езды на велосипеде - это исправные тормоза! Существует несколько видов велосипедных тормозов, которые различаются по конструкции. Один из видов, когда тормоз встраивается во втулку (втулка "торпедо") заднего колеса, а торможение осуществляется путем кручения педали в обратную сторону. Хотя пик популярности такого вида тормозов был в восьмидесятых годах, сейчас тоже можно встретить велосипеды такими системами. В настоящее время эти тормоза ставят на городские велосипеды односкоростные или многоскоростные, с "планетарными" (см. рис.) втулками, на складные велосипеды,  а также на многие другие односкоростные велосипеды. Плюсы такого тормоза в том, что он защищен от грязи, так как находится внутри корпуса втулки, так же он меньше изнашивается. Минусы состоят в том, что такую тормозную систему можно установить не на все велосипеды, и только на заднее колесо. Еще один минус в том, что при долгом торможении такой тормоз может перегреться и прийти в негодность, а ремонт такой тормозной системы очень сложен.

 

Планетарная втулка велосипеда

 

  Реже встречаются тормоз "барабанно-втулочного" типа. Такая тормозная система представляет собой барабан, который расположен внутри втулки и вращающийся вместе с ней, а тормозные колодки закреплены на неподвижной, внутренней ее части. Втулки с такими тормозами можно устанавливать как на переднее, так и на заднее колесо, а приводом этих тормозов являются тросики. Плюсом такого тормоза можно назвать его хорошую защищенность от грязи корпусом втулки, а его минус в том, что он очень громоздкий и тяжелый.

 

Втулка с тормозом барабанно-втулочного типа

 

  Одним из самых распространенных типов велосипедных тормозов являются "ободные" тормоза. Их устанавливают на многоскоростные велосипеды с внешними переключателями передач: шоссейные, туристические, гибридные, горные и другие. В ободных тормозных системах колодки, установленные на подвижных рычагах ("плечи"), прижимаются к боковым поверхностям обода.

 

Типы тормозов велосипеда

  1. Клещевые тормоза велосипеда. Изначально на таких тормозах был один поворотный шарнир на оба рычага, который устанавливался на коронке вилки или перемычке рамы. Позже такие тормоза стали производить с двумя шарнирами, размещенными по сторонам. Благодаря такому размещению шарниров удалось оптимизировать направление движения тормозных колодок, оно стало направленно перпендикулярно к боковой поверхности обода колеса.

 

Клещевые тормоза велосипеда

 

  2. Консольные тормоза велосипеда. У таких тормозов рычаги устанавливаются на перья рамы или вилки ниже обода колеса. К минусу такого тормоза можно отнести то, что тормозные колодки движутся не перпендикулярно ободу колеса (под углом 30°-40°), из-за этого колодки быстро стираются и их приходится часто регулировать.

  •  Консольные тормоза велосипеда типа U-Brake, в них блокировка колеса происходит при надавливании на тормоз сверху, такой тип тормозов часто используется для триала.

 Консольные тормоза велосипеда типа U-Brake

 

  • Консольные тормоза велосипеда кантилеверного типа, у таких тормозов приводной тросик разделен на двое и подсоединяется сверху.

 Консольные тормоза велосипеда кантиливерного типа

 

  • Консольные тормоза велосипеда типа V-brake. Наиболее совершенная и распространенная модификация консольных тормозов. Их конструкция позволяет снизить усилие на ручке тормоза и ход колодок. Но у них есть минус, такой тип тормоза наиболее чувствителен к деформации обода ("восьмеркам").

Консольные тормоза велосипеда типа V-brake, устройство

 

  3. Гидравлические ободные тормоза велосипеда. Наиболее совершенный и мощный вариант ободного тормоза. У такого тормоза нет тормозных рычагов. Главный минус такого тормоза это его дороговизна, как при покупке, так и про обслуживании.

Гидравлические ободные тормоза велосипеда

 

  В настоящее время самым лучшим типом тормоза велосипеда является "дисковый" тормоз. Он состоит из диска, который крепится на втулке колеса, а на раму или вилку (на специальные крепления)  устанавливается суппорт ("калипер"). В таких тормозных системах используют абразивные колодки, у которых большая сила торможения и дольше срок службы. Регулировка колодкам у этих тормозов требуется очень редко. Дисковые тормоза велосипедов по способу приводов различаются на гидравлические, механические и гибридные. Самыми дорогими являются гидравлические дисковые тормоза, они отлично подходят для экстремального катания. Дешевле механические дисковые тормоза, они надежны и их легко ремонтировать в полевых условиях, поэтому их лучше выбирать людям которые предпочитают длительные туристические поездки. Гибридные дисковые тормоза сочетают в себе механический и гидравлический приводы, в низ тросик воздействует на гидравлическую часть расположенную в корпусе тормоза.

  Дисковые тормоза устанавливают на горные велосипеды высокого класса, благодаря им мощность торможения у велосипеда увеличивается. Такие тормоза практически не загрязняются, они не воздействуют на обод колеса и не "боятся восьмерки". Главными минусами дисковых тормозов являются большой вес, стоят дорого, для них необходимы специальные втулки с креплениями для диска и специальные узлы крепления на вилке и раме.

 

Дисковые тормоза велосипедов

 

  Приводы в тормозных системах разделяются на механические (цепь или тросик), гидравлические (шланги с маслом или тормозной жидкостью) и гибридные. Преимуществом гидравлического привода в том, что он лучше передает усилие от ручки к колодкам, а его недостатками являются вес (он тяжелее механического), сложная конструкция (его сложно ремонтировать в полевых условиях), используемые в нем тормозные жидкости ядовиты (лучше использовать масла) и могут разлагать пластик, резину и лакокрасочные покрытия. В гибридных приводах усилие с тормозной ручки передается посредством тросика на гидравлическую систему.

 

Ручки тормозов велосипеда

  Тормозные ручки различаются формой, и материалом из которого они изготовлены и типом тормозного механизма. Почти у всех современных велосипедов, вне зависимости от типа тормоза с улучшенной механикой и передачей усилия, форма тормозной ручки предназначена для двух - трех пальцев. На большинстве моделей, просто физически не смогут поместиться все четыре пальца.

 

Расположение тормозных ручек

  Чаще всего тормозные ручки велосипеда поставляются вместе с тормозным механизмом, однако, в большинстве случаев, их можно заменить на более удобные. Как правило, чаще всего это делается для механических тормозных систем. Для того, что бы не было необходимости менять ручку на недавно купленном механизме, производители предлагают большой ассортимент моделей, в которых использованы всевозможные инженерные новшества для более удобной настройки и ремонта.

 

Тормозная ручка велосипеда

  Важнейший параметр у тормозных ручек - это "плечо рычага". Различие между ручками с разным плечом в их работе.Чем меньше плечо по размерам тем меньшее усилие торможения оно дает, но у него маленький ход ручки и большее расстояние между колодками. Это будет удобно если у Вас не ровное колесо. Большее плечо увеличивает ход ручки, но и схватывает обод лучше. Однако это не всегда так, многое зависит и от самого тормоза, если он предназначен для плавного торможения, то заменой ручки Вы не сможете отрегулировать его! Следовательно надо подбирать тормозную ручку вместе с тормозным механизмом. Именно поэтому производитель и предлагает ту ручку которая, по его мнению, лучше подходит к данному тормозу. Но все-таки возможность произвести настройку ручки или полностью ее поменять, для удобства конкретного человека, производители оставили.

 

Длина тормозной ручки

 

  Также существуют тормозные ручки для шоссейных велосипедов "пистолеты", они сильно отличаются от обычных тем, что крепятся в вертикальном положении на баранки изогнутого шоссейного руля.

 

Тормозные ручки - пистолеты

 

 

Читайте также:

Настройка ободных тормозов на примере V-brake

Регулировка дисковых тормозов

Боли велосипедиста и борьба с ними

Все статьи раздела

Не забудьте поделиться с друзьями

 

Поиск на сайте

Группа Вконтакте

 

 

  

Яндекс.Метрика

 

 

Система Orphus