Подготовка к походу
Выбор велосипедных передач
- Подробности
- Просмотров: 22815
Как-то раз, совершив длительную поездку из Москвы в Тверскую область, естественно на велосипеде. По дороге мне приходилось преодолевать довольно таки резкие и продолжительные подъёмы. Передач хватало едва ли! Пройдя этот не лёгкий путь, я выбросил из головы это открытие. Но вспомнил, как только мы, с другом, решили двинуться в поход на велосипедах. Ведь тогда я был совсем немного загружен, а сейчас на велосипеде будет рюкзак и веса там будет гораздо больше. Следовательно, подобные подъёмы будут уже «не берущимися»!
Выбор велосипедных передач
Решил я разузнать, а нет ли волшебного подбора передач (сочетания передних и задних звезд), чтобы эта проблема не маячила передо мной?
Глубокий анализ книг и интернета показал, что ЕСТЬ!
Подъемы и спуски встречаются в изобилии на территории нашей необъятной родины. И велосипедисту-туристу просто необходимы низкие передачи, а так же плавные переходы с одной звездочки к другой, что встречается не так уж часто в стандартных сочетаниях передних звезд (система) и задних звездочек (кассета). Вы наверняка замечали что «раскрутив» педали до лёгкого вращения на одной передаче включаете следующую, и, о боже, следующая передача настолько тяжела, что её опять трудно раскручивать и голову посещает мысль: «А не вернуться ли на прошлую передачу, ведь она была не так уж и плоха», а теперь представьте что вы при этом не просто катаетесь, а везёте ещё килограмм эдак 40 полезной нагрузки. Неприятная перспектива? Чтобы этого избежать необходимо подготовится заранее. Как? Читаем дальше.
Для начала необходимо разобраться в том как же посчитать, как подобрать передачу. Нам понадобится знать количество зубьев на передней звезде и задней звёздочке и диаметр колеса в дюймах! Это информация не секретная и пишется на коробках из под продукции. К примеру, у вас включена система (передняя звезда) на 52 зуба, кассета (задние звездочки) на 13 зубьев и колесо 27 дюймов получаем расчёт:
52\13х27=108
Получается «108 дюймовая передача» - это означает, что если бы вы ехали на велосипеде с одной передачей, то ехали бы на велосипеде с колёсами диаметром 108 дюймов. Такая передача позволяет ехать очень быстро.
Но считать каждую передачу, необходимости нет! Все основные сочетания уже давно посчитаны (для колеса в 27 дюймов):
Верхняя передача от сочетания звезды и звёздочки |
|||||||
Звезда |
52 |
50 |
48 |
46 |
44 |
||
12-зубцовая звёздочка |
117 |
112 |
108 |
104 |
99 |
||
13-зубцовая звёздочка |
108 |
104 |
100 |
96 |
91 |
||
14-зубцовая звёздочка |
100 |
96 |
93 |
89 |
85 |
||
Нижняя передача от сочетания звезды и звёздочки |
|||||||
Звезда |
30 |
28 |
26 |
24 |
22 |
20 |
18 |
26-зубцовая звёздочка |
31 |
29 |
27 |
25 |
23 |
21 |
19 |
28-зубцовая звёздочка |
29 |
27 |
25 |
23 |
21 |
19 |
17 |
30-зубцовая звёздочка |
27 |
25 |
23 |
22 |
20 |
18 |
16 |
32-зубцовая звёздочка |
25 |
24 |
22 |
20 |
19 |
17 |
15 |
34-зубцовая звёздочка |
24 |
22 |
21 |
19 |
17 |
16 |
14 |
Очень важно высчитать самую нижнюю (малую) передачу.
Для этого есть неплохая, посчитанная энтузиастом, таблица! Она позволяет представить себе, на что же мы годимся в борьбе с горами и длинными дорогами.
Итак. Краткое пояснение к таблице. Для ясности и интерпретации таблицы к себе, необходимо устроить тестовый заезд. К примеру, на вашем будущем маршруте есть подъем 10% протяженностью, ну скажем километров 15! Вы садитесь на велосипед и едите 15 км. по равнине. А затем, используя таблицу, можете прикинуть на какой передаче вы сможете преодолеть этот подъём, причём усилия вы будете испытывать, при подъёме, схожие с тестовым заездом по равнине!!!
Наименьшая передача, которая требуется ездоку и велосипеду совместной массой 90 килограмм (200 фунтов)
Скорость и выходная мощность на ровной земле |
Скорость подъёма, км/ч |
Передача при каденсе 80 |
||||||||||||
км/ч |
л.с. |
ватт |
ккал |
ф-ф/с (кал/с) |
+4% |
+6% |
+8% |
+10% |
+12% |
+4% |
+6% |
+8% |
+10% |
+12% |
16 |
0,05 |
40 |
150 |
30(10) |
4,2 |
2,3 |
2,1 |
1,6 |
1,1 |
11 |
- |
- |
- |
- |
20 |
0,08 |
60 |
225 |
40(13) |
6,1 |
4,2 |
3,1 |
2,4 |
2,1 |
16 |
11 |
- |
- |
- |
24 |
0,11 |
80 |
300 |
60(19) |
8,2 |
5,6 |
4,2 |
3,2 |
2,7 |
21 |
15 |
11 |
- |
- |
28 |
0,16 |
120 |
450 |
80(26) |
12,1 |
8,2 |
6,1 |
4,8 |
4,0 |
32 |
21 |
16 |
13 |
11 |
32 |
0,22 |
160 |
600 |
120(39) |
- |
11,3 |
8,2 |
6,4 |
5,5 |
- |
29 |
21 |
17 |
14 |
36 |
0,29 |
215 |
800 |
160(52) |
- |
15,0 |
10,9 |
8,9 |
7,2 |
- |
39 |
29 |
23 |
19 |
40 |
0,39 |
290 |
1100 |
215(70) |
- |
- |
14,8 |
11,7 |
9,8 |
- |
- |
39 |
31 |
26 |
44 |
0,52 |
390 |
1500 |
290(94) |
- |
- |
- |
- |
13,2 |
- |
- |
- |
- |
34 |
Примечания: л.с. = лошадиные силы, ккал = калории, ф-ф/с = фут-фунты в секунду (кал/с = калорий в секунду). Передачи ниже 11 не вычислялись, потому что они недостижимы. Скорости подъёма выше 9,5 м/ч (15,3 км/ч) не вычислялись, потому что нужна поправка на воздушное сопротивление.
Пример (в таблице выделен зелёным цветом) для полного понимании значимости таблицы:
Я проехал 15 км. со скоростью 28 км\ч. Это значит, что я могу преодолеть подъем в 10% такой же протяженностью со скоростью 4.8 км\ч и для этого мне понадобится использовать 13-ти дюймовую передачу и усилия я буду прилагать примерно такие же как при тестовом заезде по равнине. А это означает, что меньшая передача, что мне нужна, это 13 дюймов (42 зуба сзади и 20 спереди при колесе в 27 дюймов). Не забывайте, что расчет приведен для велосипедиста совместной массой с велосипедом 90 кг. Делайте поправку на свой вес!
Эти цифры приблизительны, но дают понять, на что мы можем рассчитывать. Это важно!
Определив нижнюю (малую) передачу, мы можем подобрать комплект кассеты и системы!
Существует два расклада позволяющих не испытывать трудностей при переключении передач и позволяющих плавно набирать скорость:
Это 10 и 12% шаг передач.
Давайте покажу, каким был бы идеальный набор передач, начиная от низа, на основе 10%:
20 22 24 27 29 32 35 39 43 47 52 57 63 69 76 84 92 101
А вот второй набор идеальных передач, на основе 12%:
20 22 25 28 31 35 39 44 50 55 62 70 80 87 98
Конечно же, из-за малого числа зубьев на звёздочках и системе этот идеальный набор передач, может быть, достигнут только приблизительно.
Что это такое и как это посчитать.
Разница в передачах осуществляется за счет разницы в количестве зубьев на кассете (сзади) и на системе (спереди). Соответственно определив нижнюю (малую) передачу мы, отталкиваясь от начального количества зубьев, высчитываем остальные.
Для 10% это умножение числа зубцов большей звездочки в кассете на 0,9
Для 12% это умножение на 0,88
Пример: мы высчитали большую звезду в кассете (именно сочетание большей звезды сзади и меньшей спереди дали нам малую (меньшую) передачу) равной 42 зуба, следовательно, следующая звезда должна содержать 42х0,9=37,8 (округляем с наименьшей погрешностью) = 38 зубьев, далее 38х0,9=34,2 (округляем) =34 зубца и так далее пока не наберем свои 8-10 звёзд, зависит от кассеты. Это расчёт для 10% шага передач. Для расчёта 12% всё тоже самое, но умножаем не на 0,9, а на 0,88.
При таком раскладе велотурист использует, на системе, большую звезду на спусках, среднюю на равнинах и малую на подъёмах.
Таким образом, велотурист теперь имеет представление, что и как нужно поменять, в его велосипеде, чтобы получать удовольствие от езды, не уставать на подъемах и не испытывать трудности в наборе скорости при переключении с передачи на передачу
ПРИЯТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
Читайте также:
Не забудьте поделиться с друзьями
Поиск на сайте
Ещё статьи