Выбор велосипедных передач

  Как-то раз, совершив длительную поездку из Москвы в Тверскую область, естественно на велосипеде. По дороге мне приходилось преодолевать довольно таки резкие и продолжительные подъёмы. Передач хватало едва ли! Пройдя этот не лёгкий путь, я выбросил из головы это открытие. Но вспомнил, как только мы, с другом, решили двинуться в поход на велосипедах. Ведь тогда я был совсем немного загружен, а сейчас на велосипеде будет рюкзак и веса там будет гораздо больше. Следовательно, подобные подъёмы будут уже «не берущимися»!

 

Выбор велосипедных передач

 

Выбор велосипедных передач 

  Решил я разузнать, а нет ли волшебного подбора передач (сочетания передних и задних звезд), чтобы эта проблема не маячила передо мной?

  Глубокий анализ книг и интернета показал, что ЕСТЬ!

  Подъемы и спуски встречаются в изобилии на территории нашей необъятной родины. И велосипедисту-туристу просто необходимы низкие передачи, а так же плавные переходы с одной звездочки к другой, что встречается не так уж часто в стандартных сочетаниях передних звезд (система) и задних звездочек (кассета). Вы наверняка замечали что «раскрутив» педали до лёгкого вращения на одной передаче включаете следующую, и, о боже, следующая передача настолько тяжела, что её опять трудно раскручивать и голову посещает мысль: «А не вернуться ли на прошлую передачу, ведь она была не так уж и плоха», а теперь представьте что вы при этом не просто катаетесь, а везёте ещё килограмм эдак 40 полезной нагрузки. Неприятная перспектива? Чтобы этого избежать необходимо подготовится заранее. Как? Читаем дальше.

  Для начала необходимо разобраться в том как же посчитать, как подобрать передачу. Нам понадобится знать количество зубьев на передней звезде и задней звёздочке и диаметр колеса в дюймах! Это информация не секретная и пишется на коробках из под продукции. К примеру, у вас включена система (передняя звезда) на 52 зуба, кассета (задние звездочки) на 13 зубьев и колесо 27 дюймов получаем расчёт:

52\13х27=108

 

Выбор велосипедных передач

 

  Получается «108 дюймовая передача» - это означает, что если бы вы ехали на велосипеде с одной передачей, то ехали бы на велосипеде с колёсами диаметром 108 дюймов. Такая передача позволяет ехать очень быстро.

  Но считать каждую передачу, необходимости нет! Все основные сочетания уже давно посчитаны (для колеса в 27 дюймов):

 

Верхняя передача от сочетания звезды и звёздочки

Звезда

52

50

48

46

44

12-зубцовая звёздочка

  117

  112

  108

  104

  99

13-зубцовая звёздочка

  108

  104

  100

   96

  91

14-зубцовая звёздочка

  100

   96

   93

   89

  85

Нижняя передача от сочетания звезды и звёздочки

Звезда

30

28

26

24

22

20

18

26-зубцовая звёздочка

  31

  29

  27

  25

  23

  21

  19

28-зубцовая звёздочка

  29

  27

  25

  23

  21

  19

  17

30-зубцовая звёздочка

  27

  25

  23

  22

  20

  18

  16

32-зубцовая звёздочка

  25

  24

  22

  20

  19

  17

  15

34-зубцовая звёздочка

  24

  22

  21

  19

  17

  16

  14

 

  Очень важно высчитать самую нижнюю (малую) передачу.

  Для этого есть неплохая, посчитанная энтузиастом, таблица! Она позволяет представить себе, на что же мы годимся в борьбе с горами и длинными дорогами.

  Итак. Краткое пояснение к таблице. Для ясности и интерпретации таблицы к себе, необходимо устроить тестовый заезд. К примеру, на вашем будущем маршруте есть подъем 10% протяженностью, ну скажем километров 15! Вы садитесь на велосипед и едите 15 км. по равнине. А затем, используя таблицу, можете прикинуть на какой передаче вы сможете преодолеть этот подъём, причём усилия вы будете испытывать, при подъёме, схожие с тестовым заездом по равнине!!!

 

Наименьшая передача, которая требуется ездоку и велосипеду совместной массой 90 килограмм (200 фунтов)

Скорость и выходная мощность на ровной земле

Скорость подъёма, км/ч

Передача при каденсе 80

км/ч

л.с.

ватт

ккал

ф-ф/с

(кал/с)

+4%

+6%

+8%

+10%

+12%

+4%

+6%

+8%

+10%

+12%

16

0,05

40

150

30(10)

4,2

2,3

2,1

1,6

1,1

11

-

-

-

-

20

0,08

60

225

40(13)

6,1

4,2

3,1

2,4

2,1

16

11

-

-

-

24

0,11

80

300

60(19)

8,2

5,6

4,2

3,2

2,7

21

15

11

-

-

28

0,16

120

450

80(26)

12,1

8,2

6,1

4,8

4,0

32

21

16

13

11

32

0,22

160

600

120(39)

-

11,3

8,2

6,4

5,5

-

29

21

17

14

36

0,29

215

800

160(52)

-

15,0

10,9

8,9

7,2

-

39

29

23

19

40

0,39

290

1100

215(70)

-

-

14,8

11,7

9,8

-

-

39

31

26

44

0,52

390

1500

290(94)

-

-

-

-

13,2

-

-

-

-

34

Примечания: л.с. = лошадиные силы, ккал = калории, ф-ф/с = фут-фунты в секунду (кал/с = калорий в секунду). Передачи ниже 11 не вычислялись, потому что они недостижимы. Скорости подъёма выше 9,5 м/ч (15,3 км/ч) не вычислялись, потому что нужна поправка на воздушное сопротивление. 

 

Пример (в таблице выделен зелёным цветом) для полного понимании значимости таблицы:

  Я проехал 15 км. со скоростью 28 км\ч. Это значит, что я могу преодолеть подъем в 10% такой же протяженностью со скоростью 4.8 км\ч и для этого мне понадобится использовать 13-ти дюймовую передачу и усилия я буду прилагать примерно такие же как при тестовом заезде по равнине. А это означает, что меньшая передача, что мне нужна, это 13 дюймов (42 зуба сзади и 20 спереди при колесе в 27 дюймов). Не забывайте, что расчет приведен для велосипедиста совместной массой с велосипедом 90 кг. Делайте поправку на свой вес!

  Эти цифры приблизительны, но дают понять, на что мы можем рассчитывать. Это важно!

  Определив нижнюю (малую) передачу, мы можем подобрать комплект кассеты и системы!

  Существует два расклада позволяющих не испытывать трудностей при переключении передач и позволяющих плавно набирать скорость:

  Это 10 и 12% шаг передач.

Давайте покажу, каким был бы идеальный набор передач, начиная от низа, на основе 10%:

20  22  24  27  29  32  35  39  43  47  52  57  63  69  76  84  92  101

А вот второй набор идеальных передач, на основе 12%:

20  22  25  28  31  35  39  44  50  55  62  70  80  87  98

  Конечно же, из-за малого числа зубьев на звёздочках и системе этот идеальный набор передач, может быть, достигнут только приблизительно.

Что это такое и как это посчитать.

  Разница в передачах осуществляется за счет разницы в количестве зубьев на кассете (сзади) и на системе (спереди). Соответственно определив нижнюю (малую) передачу мы, отталкиваясь от начального количества зубьев, высчитываем остальные.

Для 10% это умножение числа зубцов большей звездочки в кассете на 0,9

Для 12% это умножение на 0,88

  Пример: мы высчитали большую звезду в кассете (именно сочетание большей звезды сзади и меньшей спереди дали нам малую (меньшую) передачу) равной 42 зуба, следовательно, следующая звезда должна содержать 42х0,9=37,8 (округляем с наименьшей погрешностью) = 38 зубьев, далее 38х0,9=34,2 (округляем) =34 зубца и так далее пока не наберем свои 8-10 звёзд, зависит от кассеты. Это расчёт для 10% шага передач. Для расчёта 12% всё тоже самое, но умножаем не на 0,9, а на 0,88.

 

Выбор велосипедных передач

 

  При таком раскладе велотурист использует, на системе, большую звезду на спусках, среднюю на равнинах и малую на подъёмах.

  Таким образом, велотурист теперь имеет представление, что и как нужно поменять, в его велосипеде, чтобы получать удовольствие от езды, не уставать на подъемах и не испытывать трудности в наборе скорости при переключении с передачи на передачу

ПРИЯТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

Выбор велосипедных передач

 

 

Читайте также:

Туристический велосипед

Техника педалирования в велоспорте

Скорость велосипеда

Все статьи раздела

Не забудьте поделиться с друзьями

 

Поиск на сайте

Группа Вконтакте

 

 

  

Яндекс.Метрика

 

 

Система Orphus